КАК ДОНСКИЕ АРМЯНЕ ПОЧИТАЛИ ТОЛСТОГО
18.09.2022 248Любовь донских армян к Льву Николаевичу Толстому была особой. Авторитет писателя был очень высок.
Например, Нахичеванский городской театр 16 декабря 1899 года открывался постановкой спектакля по пьесе Толстого «Плоды просвещения». Следует также отметить, что среди нахичеванской интеллигенции, как и везде в России, появлялись последователи учения Толстого.
Более того, литератор Алексей Суворин писал: «Два царя у нас − Николай II и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Толстой, несомненно, колеблет трон Николая и его династии. Попробуй кто тронуть Толстого. Весь мир закричит, и наша администрация поджимает хвост».
Страсти по Толстому в российском обществе кипели и после смерти великого писателя. Сегодня мало кто знает, что нахичеванская интеллигенция настолько уважала и любила Льва Николаевича, что после его смерти Нахичеванская Дума приняла решение переименовать Полицейскую площадь в площадь Толстого. Это название площадь носит до сих пор. На мой взгляд, уникальный случай. В Российской империи никто не стал противиться этому. Ведь и в царском правительстве считали Льва Николаевича великим писателем. Однако его философские и религиозные взгляды считали опасными и вредными не только для веры православной, но и для государства.
Более того, в 1901 году Синод Русской православной церкви приходит к мысли о публичном осуждении Толстого и об объявлении его находящимся вне Церкви. Это событие в российском обществе было встречено неоднозначно, можно сказать, что даже способствовало расколу в среде русской интеллигенции и царского двора.
Надо признать, что до сих пор идут споры о том, нужно ли было отлучать Толстого от Русской православной церкви. Но история, как мы знаем, не терпит сослагательного наклонения. Произошло то, что произошло. Надо также понимать, что никто решение Синода Русской православной церкви менять не будет. Почему? Потому что это дело Церкви. И потому, что у нее, с точки зрения православных богословов, нет на это оснований. Ведь при жизни Лев Николаевич Толстой за свои идеи не покаялся перед Русской православной церковью.
Считается, что Льва Николаевича не поминали, по нему не служили панихид. Но это не совсем так. Говорят, что Толстого помянули в Нахичевани, также панихида по Толстому прошла в армянской церкви Санкт-Петербурга.
Вот что об этом писал начальник Петербургского охранного отделения полковник фон Коттен министру внутренних дел Российской империи: «В дополнение к донесениям от 8 сего ноября докладываю Вашему Высокопревосходительству 9 сего ноября о волнениях учащейся молодежи по случаю дня погребения умершего Л.Н. Толстого. В 12 часов была отслужена в Армянской церкви панихида по покойному Л. Толстому, на которой присутствовало около 200 человек молящихся, преимущественно армян и незначительная часть учащейся молодежи. По окончании панихиды молящиеся разошлись, но через несколько минут в церковь начали прибывать студенты и курсистки. Оказалось, что на входных дверях университета и Высших женских курсов были вывешены объявления, что панихида по Л.Н. Толстому состоится 9 ноября в час пополудни в вышеозначенной церкви. Армянское духовенство вторично совершило панихиду, к концу которой церковь уже не могла вместить всех молящихся, значительная часть которых стояла на паперти и во дворе при Армянской церкви. По окончании панихиды все находившиеся на паперти и на церковном дворе пропели «Вечная память…».
Думаю, надо пояснить, что Армянская апостольская церковь не разделяет религиозных взглядов Толстого. Поминали Льва Николаевича из принципа человеколюбия и как великого писателя. Возможно, что тогда в этой армянской панихиде смешалось всё − любовь к великому писателю, протест против самодержавия, а может, и еще что-то…
Но, как бы то ни было, факт остается фактом − Толстого настолько любили в армянском обществе, что даже поминали в церкви и назвали его именем площадь в городе Нахичевани-на-Дону.
Георгий БАГДЫКОВ.