Городские избушки. Столетние срубы в центре Ростова
10.11.2023 466«Под хорошей крышей и плохой дом 100 лет простоит, а хороший дом под хорошей крышей — вечен»
Собственно, что такое «сруб»? Для строительства дома срубного типа мастеру необходимо рубить деревья и делать заготовки. Так вот, исходя из деятельности этого человека (рубщика) и появилось такое незамысловатое название — «сруб».
Такие деревянные избушки- срубы вообще характерны для центральных и северных районов нашей страны. В наших же южных районах велось саманное или кирпичное строительство. На юге ведь растет меньше деревьев, чем в средней полосе России, преобладают степи, а не густые леса. Зато есть камыш, глина, из которой можно было делать кирпичи- отличный строительный материал для постройки домов.
Жилищный поселок за границей Ростова (территориально это были земли Дачного поселка) на выгонных землях соседнего города Нахичевани был задуман руководством Владикавказской железной дороги еще в дореволюционные годы XX века. Но создан был в итоге Северо-Кавказским транспортным центром после Гражданской войны в 20-е как поселок «Красный», ставший впоследствии жилищно-строительным кооперативным товариществом «ТРАНСПОРТНИК»
«..С целью удовлетворения членов кооператива жилыми помещениями, путем строительства жилых домов на собственные средства кооператива, а также для последующей хозяйственной эксплуатации и управления этими домами..»
Создан был настоящий кооператив. Один из первых больших ростовских кооперативов в эпоху НЭПа. Эта экономическая политика, пришедшая на смену политике «военного коммунизма», представляла собой попытку использования рыночных, товарно-денежных отношений для оживления российской экономики.
Механизм работы кооператива был довольно простой: учреждают кооператив, принимают в его состав членов ЖСК, собирают с них паевые взносы, а на вырученные деньги строят дома.
Расположился поселок у линии железной дороги вдоль северной стороны нынешней улицы Нансена. С севера он ограничен был балкой и линией ручья Безымянный. Вода его и по сей день охлаждает воздух, освежает и увлажняет окружающую среду рядом с загруженной транспортной линией двух полос Нансена и Ленина.
«Жилищно-строительным кооперативом «Транспортник» к осени намечена постройка 70 деревянных, рубленых из бревен домов..»
Добротные бревенчатые дома росли . Доставляли срубы в готовом виде или отдельно стройматериалы для них с лесопилок Волги и Урала. Часть домов «рубилась» в Ростове. Глинобитных и саманных домов не было. Одним из первых был построен конечно «общественный дом» кооператива — поселковый совет, который, собственно и руководил жизнью деревянного городка.
Лучшим временем строительства считался конец весны или начало лета, так как за летний период собранный сруб мог просохнуть.
По общепринятой технологии подбирались одинаковые по высоте бревна, один венец плотно притесывали к другому, чтобы вода не попадала и ветер не задувал. Торцы бревен считалось необходимым обработать особенно тщательно, и потому бревна рубили ровно, «без щербиночки». Когда перерубали бревна, поры в них закупоривались, и сырость в бревно попасть не могла. Поэтому-то и стоят многие срубы по два-три столетия. Темнеть темнеют, но не гниют.
«Главный узел сруба — в углах здания. Его чаще выполняли «в обло», оставляя снаружи концы бревен. Для соединения бревен между собой под прямым углом в верхнем бревне вырубалась выемка, «чаша». Чего уж проще, казалось бы, а как красиво выглядело! Применяли еще и рубку «в лапу», без выпуска концов бревен. Но и в том, и в другом случае сруб надежно скреплялся по горизонтали и вертикали..»
Дома ставили на столбчатый фундамент (это система опорных столбов, заглубленных в грунт на нужную глубину и связанных между собой ростверком для равномерного распределения нагрузок). Опоры устанавливали на углах, в месте примыкания стен, в наиболее нагруженных местах, а также распределяли вдоль несущих стен с определенным шагом.
Ко второй половине 20-х в поселке кооператива «Транспортник» было 189 членов — рабочих и служащих Северо-Кавказской железной дороги. Паевой капитал на 1927 год достигал 85 тысяч рублей -солидная достаточно сумма по тем временам. Стройкооперативом к тому времени был построен 101 одноквартирный деревянный домик и запланировано строительство 18 каменных домов.
В поселке помимо административного здания, имелся также отдельно стоящий универсальный магазин ЕПОвской сети.
Подробнее о НЭПе и ЕПО- https://rostovo-nakhichevansky-pegas.ru/epovskaja-jepoha-v-rostove/?ysclid=lora3rw98415625289
Была в «Транспортнике» и своя центральная площадь и главная улица- нынешний переулок Карельский. На них еще проглядываются следы мощения. Можно представить, как когда-то по этой выложенной булыжником дороге, ездили телеги, запряжённые лошадьми, ходили в магазин жители поселка.
«Летом в срубе прохладно, зимой тепло»
Вообще, скажу честно, выглядит весь поселок весьма колоритно на контрасте с центром современного города, в черте которого он теперь оказался. Окидывая взглядом улочки, понимаешь что строили с душой. Строили не просто жилье- люди строили новую жизнь.
В «Транспортнике» все дома как братья-близнецы — здания все одинаковые по размерам и форме. Даже наличники на окнах одинаковые. Но несмотря на кажущуюся похожесть, каждый дом индивидуален: у некоторых домов имеются застекленные веранды с витражными окнами, у других ажурные козырьки на крылечках, а у кого- то были высажены ели, разросшиеся за пол столетия до лохматых исполинов. Некоторые строения так и дошли до наших дней без каких-либо изменений.
Каменные же строения были и сохранились разных типов. Какое из них было магазином или администрацией, уже сложно понять. Уцелело интересное одиночное двухэтажное строение с балкончиком на спуске у ручья.
Судя по фотографиям в газете «Ростовская потребиловка» это был солидный поселок с широкими по тем временам улицами. Можно сказать, тогда сложился новый тип поселения, отличный как от города, так и от общепринятого понятия деревни — настоящий исторический феномен современного Ростова -район срубов.
Беда пришла откуда не ждали. Со временем нижние венцы домов стали покрываться грибком. По рассказам одного из старожил поселка, первой мыслью было сжечь деревянные дома, выстроив на их месте каменные..
Но один из руководителей кооператива обратился в трамвайное депо, находящееся через железную дорогу от «Транспортника» и решение было найдено. Трамвайными домкратами подняли срубы и подвели под них каменные фундаменты. Благодаря этому жизнь срубов продолжилась.
Место было выбрано удачно, оно обживалось, рядом начинали строиться другие поселки, рождались дети, делались пристройки или строились новые дома для уже повзрослевших детей с их семьями. Разрасталось население советского Ростова.
В середине XX века начали передавать дома в личную собственность гражданам СССР.
Со временем город шагнул за линию железнодорожной ветки Нансена и «Транспортник» перестав быть окраиной Ростова , влился в новостройки строящегося массива улицы Ленина.
Сейчас небольшой район со срубами выглядит игрушечной диковинкой в центре современного города. Рукотворный памятник деревянного зодчества. Весной и летом этот район благодаря близости ручья превращается в цветущий сад. Все оживает новыми звуками и ароматами. Солнечные лучи проникают сквозь листву деревьев, раскрашивая улочки яркими красками. В зимнюю пору белоснежный покров прикрывает все вокруг, создавая атмосферу тишины и умиротворения.
Неизменно одно- от срубов всегда веет несокрушимой мощью. Плотники старых времен работали на совесть. Ведь технологии, по которым строились эти дома, оттачивались в буквальном смысле веками. Постройки столетней давности сохранились достаточно хорошо.
Наши предки знали, что дерево это не только экологически чистый выбор, но еще и способ создать идеальный для здоровья микроклимат. Но за натуральность нужно платить. Дерево требует к себе очень внимательного отношения и постоянного ухода. Поэтому, увы, так сложно сохранить такой район деревянной исторической застройки.
В любом случае, можно и нужно постараться сохранить хотя бы эту страницу истории. Сохранить историю города…А это возможно?
Да, пока есть в нашем городе неравнодушные горожане.
Оксана Мордовина