ДЯДЮШКА КАРО, ИЛИ ОЖИВШАЯ ЛЕГЕНДА
09.10.2025 474До Октябрьской революции 1917 года в Ростове было немало увеселительных заведений, которые привлекали гостей своим интерьером и кухней. Но особо славился кафешантан «Марс» Карапета Чарахчианца (Чарахчиянца), который располагался на улице Большой Садовой. Теперь в этом помещении располагается Ростовская областная филармония.

Чарахчианц в разное время владел разными ресторанами в Ростове и Нахичевани. Но, пожалуй, «Марс» был одним из самых ярких детищ «дядюшки Каро», как неугомонного армянского предпринимателя именовали ростовцы. Потому что очень ценили его увеселительное заведение и за кухню, и за сценический репертуар. У него всегда выступали лучшие музыканты и танцовщицы. И это было так на самом деле.
Правда, порой его девицы «из Парижа» и «свободолюбивой Франции» оказывались юными особами из Малороссии, которые приехали в Ростов на заработки.
Но все эти певицы и танцовщицы были не только красивыми, но и талантливыми. Потому и ростовская публика принимала их на ура. А дядюшке Каро была благодарна за прекрасное шоу, как сегодня сказали бы, и отличную кухню.

Ходила легенда, что заведение дядюшки Каро было настолько популярно в Ростове, что у него даже воровали посуду. Но хитрый хозяин отучил ростовцев от этого. Как гласила городская легенда, Чарахчианц для своего кафешантана заказывал столовые приборы, на внешней стороне которых было написано его имя, а на тыльной – «украдено у Карапета Чарахчианца».
Ростовский краевед Оксана Мордовина в работе «Украденному — верить. Как нахичеванский делец Чарахчианц воевал с ворами кофейниками и клеймами» (сайт «Ростово-Нахичеванский Пегас») пишет:
«Газета «Приазовский край» в те годы констатировала: «владелец театра “Марс” Карапет Чарахчианц заявил, что из его буфета при театре систематически совершается кража белья, посуды и других вещей. По приблизительному подсчету до сего времени украдено вещей на 250 рублей». Сумма по тем временам не астрономическая, но довольно-таки большая. Учитывая факт, что это происходило систематически и на такие суммы.
Что же воровали? Прежде всего, столовые приборы и посуду. И дело было не только в их количестве, но и в качестве. В заведениях для состоятельной публики использовали не простой алюминий или железо, а посеребрённую посуду и часто мельхиор — сплав меди и никеля, внешне почти не отличимый от серебра. Он был прочным, красивым и дорогим. Мельхиоровые ножи, вилки и ложки были ценной добычей для нечистых на руку посетителей или недобросовестных служащих. Их можно было с выгодой перепродать или оставить для себя, чтобы похвастаться перед гостями «серебряными» приборами».
А еще, говорят, дядюшка Каро придумал «музыкальные салфетки». Каждые две недели Чарахчианц в своем кафешантане менял музыку и девушек-танцовщиц. А все изменения программы печатал на льняных столовых салфетках. Посетитель мог и лицо вытереть, и с новой программой познакомиться. Сейчас бы это назвали креативным подходом.
Именная посуда из заведений Чарахчианца хорошо известна краеведам и коллекционерам. А вот о том, что на столовых приборах дядюшка Каро писал «украдено у Карапета Чарахчианца», считали красивой легендой.

Признаюсь честно, так думал и я. Пока не познакомился с удивительно интересным человеком, коллекционером и краеведом Альбертом Егиазаровым.
При встрече он показал мне кофейник, который хранится в его коллекции. На нём стоит то самое легендарное клеймо: «Украдено у Чарахчианца».

Прежде чем попасть в Ростов, этот кофейник прошел долгий путь. Как вы думаете, где нашел его Альберт Егиазаров? В антикварной лавке в Тбилиси. Невероятно, но факт.
Вот такая удивительная история, которая подтверждает, что городские легенды стоит изучать. А я не перестаю восхищаться предприимчивостью хитрого, изворотливого, но очень умного Чарахчианца.
Ведь согласитесь, что, ставя такое клеймо на свою посуду, он отбивал всякую охоту её воровать. Кто же потом поставит кофейник на стол, на котором выбито «Украдено у Чарахчианца»?
Ох, уж этот дядюшка Каро! Каких только легендарных историй с ним не связано. Некоторые из них оказываются правдой.
Георгий БАГДЫКОВ.




