«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ…»

«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ…»

25.12.2022 Автор Георгий Багдыков 318

     Средства массовой информации сообщили, что Министерство здравоохранения России выпустило рекомендации о том, как правильно общаться врачам и медицинским работникам с пациентами. Например, есть слова и обращения, которые теперь не рекомендуют использовать медикам в общении с пациентами. Нельзя использовать обращения «женщина», «девушка», «молодой человек», «мужчина». Их предлагают заменять именем и отчеством пациента, обращаться к пациенту на «вы». Раньше я думал, что обращаться на «вы» к незнакомому человеку − это признак воспитанности и культуры. Оказывается, теперь это служебная рекомендация. Также нельзя употреблять фразу «ваша проблема». Надо говорить «наша с вами ситуация». Вместо выражения «Что вас еще не устраивает?» рекомендуют, извинившись, спрашивать, чем еще можно помочь.

   Как пишет газета «Комсомольская правда», рекомендации Минздрава Российской Федерации гласят следующее:

    1. Вместо «Вы меня, конечно, извините, но…» следует говорить: «Хочу обратить ваше  внимание на то, что…»

    2. Вместо «Вы меня не поняли…» и «Вы меня не слышите…» − «Наверное, я неточно выразился, давайте уточним…», «Я имею в виду…»

    3. Следует заменить высказывания «Вы должны, вам нужно…», «Вы меня не слышите…» на «Давайте мы с вами сделаем следующее…»

    4. Недопустимо также говорить: «Этого не может быть, вы что-то путаете…». Надо пациенту сказать так: «Давайте уточним…»

    Цели медицинских чиновников благородны. Говорят, что ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава опубликовал эти методические рекомендации с правилами общения медиков с пациентами во время дистанционных консультаций из самых лучших побуждений, для того, чтобы улучшить качество работы врачей, сделав общение медиков с пациентами более доброжелательным. Мол, важна эмпатия. Напомню, что эмпатия, как написано в умных справочниках, − это «осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания».

    Я простой доктор с многолетним стажем работы в системе первичного звена системы здравоохранения. То есть я немало лет проработал урологом в консультативной поликлинике областной клинической больницы ОКБ № 2. Через мой кабинет в день проходит по нескольку десятков человек. Все эти люди с разным культурным уровнем. Их всех необходимо понять, им всем надо помочь. Ведь в больницу их привела та или иная болезнь. У всех этих людей свои проблемы. И при этом не все понимают, что в стране нет коммунизма, что система здравоохранения далека от совершенства (это признают и наши руководители), а главное, что нет рая на земле и не существует общества всеобщего благоденствия. И вот некоторые люди (бывает и такое) ведут себя неадекватно. И они не только в нецензурной форме выражают свое несогласие с правилами госпитализации или с системой здравоохранения, но еще и проявляют агрессию. Поверьте, это все серьезно. Я могу привести примеры медиков, которые физически пострадали от пациентов.

    Конечно, безрадостно ощущать, что ты при такой ситуации никак не защищен. Зато теперь появились рекомендации по общению с пациентами. Эти рекомендации меня «вдохновили».

    Когда я учился в медицинском институте (это были счастливые для меня перестроечные годы), то ребята, пришедшие к нам на курс из армии, любили повторять такое высказывание: «кто в армии служил, тот в цирке не смеется». Будучи студентом-медиком, я не совсем понимал смысл этих слов. Но зато, когда стал врачом, осознал, насколько были правы мои старшие товарищи.

    Что я еще могу сказать по поводу этих рекомендаций? Конечно, надо быть культурным человеком всегда и везде. И не только врачам, безусловно. Но докторам особенно. Профессия обязывает. Клятва Пифагора. Ой, простите, Гиппократа. Честь мундира и так далее. Все это, правда, в работе важно. Да и в общении с людьми ценно. Людям всегда приятно, когда их уважают. Да и врачам тоже. Они ведь тоже люди. Но это я вам по секрету сказал. Никому только не рассказывайте.

   Почему-то мне вспоминается анекдот советского, а точнее сказать, брежневского периода времени. Тогда были вечные проблемы в торговом секторе.

   Бесконечные длинные очереди, дефицит товаров, хамство продавцов, агрессивное поведение покупателей, все доставалось по блату, то есть через знакомых, − вот так можно охарактеризовать сферу обслуживания в тот период времени. Все эти проблемы во времена Горбачева только усугубились. И вот в то незабываемое время родился этот анекдот, который я постараюсь рассказать максимально культурно и «политкорректно», если так можно выразиться.

     Подобная инструкция, как надо вежливо вести себя с покупателями, была издана в одном из магазинов. Иначе продавцов обещали штрафовать. И вот в этот магазин, где почти ничего нет, приходит некая старушка.

    − У вас сыр есть? − спрашивает она.
    − Есть, − отвечает продавец.
    − А какой?
    − Российский.
    − А голландский есть?
    − Нет.
    − А он будет?
    − Будет.

    − А когда?

    − Не знаю.
    − А раньше он был?
    − Был.
    − А когда кончился?

    Наконец продавец выходит из себя и чрезвычайно вежливо говорит:
    − Бабуля, я сейчас пойду на три буквы, а вы следуйте за мной, но только никуда не сворачивайте.

    Кстати, интересно, что когда пришли рыночные отношения в нашу страну, то все проблемы в сфере обслуживания закончились. К счастью, больше нет очередей, дефицита, хамства продавцов и агрессии покупателей. Каждый дорожит рабочим местом и старается культурно себя вести. Как-то все решилось и без всяких инструкций.

    Конечно, методические рекомендации важны. Культуре надо учить людей. И хотя интеллигентный, воспитанный человек формируется с детских лет, но и хама можно научить правилам хорошего тона, запретив материться под угрозой штрафа. 

    Уверен также, что если докторам запретят произносить вслух слова «мужчина» и «женщина», то они и не будут этого делать. Правда, напомню, что на Западе подобные запреты плохо закончились. Они теперь никак не разберутся по поводу своей половой идентификации. А слово харассмент для нас стало тождественно понятию «маразм». Харассмент − это сексуальные приставания и домогательства. Например, если у вас растет мальчик и он дергает девочек за косички, будьте бдительны и осторожны. В будущем его могут обвинить в харассменте. Правда, если он будет бояться дергать девочек за косички, то вполне возможно, что ему захочется дергать мальчиков за другие места. Тут ничего не поделать. Это дедушка Фрейд. Но зато его не обвинят в харассменте.

    Почему-то последнее время я все чаще стал вспоминать свою бабушку Сусанну. Она была простой женщиной. Воспитывала моего папу (который, кстати, стал заслуженным врачом России) в тяжелое военное и послевоенное время. Так вот моя бабушка, когда слышала такие рассуждения или читала подобные инструкции (а уж поверьте, их в любое время было немало), говорила: «Когда коту делать нечего, то он себе кое-что лижет».

    Но, с другой стороны, как на это посмотреть. Полизать коту там тоже надо. Это гигиена, чище будет. И инструкции важны, они разные нужны. Начальники отчитались перед своими вышестоящими руководителями, мы, простые смертные, приняли к сведению. Все при деле.

    И потом, друзья, вспомните, как писал мой любимый Булат Окуджава:

               Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
              Высокопарных слов не надо опасаться.
              Давайте говорить друг другу комплименты −
              Ведь это все любви счастливые моменты.

    «Любви счастливые моменты…» Как нам этого всем не хватает − и врачам, и пациентам.

 Георгий БАГДЫКОВ.